Анна Табанина

Лучшей актрисой Каннского кинофестиваля может стать Кейт Бланшетт

Позади всего половина Каннского кинофестиваля, и строить предположения о призовом раскладе пока еще преждевременно самые сильные фильмы организаторы обычно оставляют под конец. Но о перспективе одной категории уже можно говорить довольно уверенным тоном лучшей актрисой фестиваля обязана стать Кейт Бланшетт за роль в картине Кэрол Тодда Хейнса.

Так могла бы начаться красивая, но довольно тривиальная история любви двое встретились в магазине накануне Рождества. Случайное знакомство перетекает в дружбу, а затем и в нечто большее. Завязка не из выдающихся, если не брать в расчет, что эти двое женщины (Кейт Бланшетт и Руни Мара), на дворе 1950-е, место действия Нью-Йорк. Сюжет основан на скандальном романе Патриции Хайсмит Цена соли, который так и не переведен на русский.

На Кейт Бланшетт в роли Кэрол можно смотреть бесконечно. Холодная блондинка, хрупкая, но волевая таких любил снимать Альфред Хичкок.На всем, что она делает, лежит печать красоты. Такие кинодивы остались только в фильмах золотого века Голливуда, и мы поневоле оказываемся на месте героини Руни Мары, продавщицы универмага, неспособной оторвать взгляд от этого чуда, спустившегося с экрана.

Кэрол Тодда Хейнса поневоле придется сравнивать с его картиной Вдали от рая, мелодрамой про 1950-е, снятой как фильм из 1950-х, но с сюжетом, который бы в Америке той эпохи никто не пропустил: замужняя женщина, влюбившаяся в чернокожего садовника. В этот раз всё по-другому. Окружающая Кэрол реальность снята пусть и с оглядкой на кинематографический канон, но предельно реалистично на холодную и безжалостную цифру. Улицы угрюмы и сумрачны, цвета приглушенные, если не сказать блеклые, одежда преимущественно серых оттенков.

Парадоксальным образом США 1950-х стали напоминать Советский Союз из фильмов 1970-х люди немного обустроились, но до комфортабельной жизни еще далеко, а визуальное решение сразу вызывает в памяти цветовую гамму пресловутой пленки Шосткинского комбината, ставшую фактически синонимом экзистенциальной тоски. В этом мире почти физически ощущаешь холод. В одиночку выжить здесь невозможно только вдвоем. Так, в интерпретации Хейнса сказ о невозможной любви превратился в историю про отсутствие выбора.

Еще более запретные чувства мы находим в фильме Маргарита и Жюльен Валери Донзелли. В основе картины имевшая место в действительности история о том, как в 1603 году во Франции казнили родных брата и сестру за противоестественное влечение друг к другу. Сценарий в свое время написал Жан Грюо специально для Франсуа Трюффо. Странна даже не столько сама история тема инцеста хоть и табуирована в мировой культуре, но нельзя сказать, что полностью обойдена вниманием, сколько форма ее подачи, предельно облегченная и даже ироничная.

Историю Маргариты и Жюльена (Анаис Демустье и Жереми Элькайм) как романтическую сказку на ночь рассказывают дети ночью перед сном, поэтому, как и в любой байке, в этом повествовании свободно уживаются короли и вертолеты. Фильм работает как ладная, но наивная мелодрама только при чем здесь брат и сестра? Когда-то в фильме Я объявляю войну Донзелли сумела подобрать легкую и удивительно точную интонацию к сложнейшему рассказу мать пытается вылечить сына от рака. Фильм был основан на ее биографии, она сама же играла главную роль. Тогда это казалось уместным и вдохновляющим. В случае с Маргаритой и Жульеном вызывает скорее недоумение.

Еще один странный зверь в каннской программе англоязычный дебют норвежца Йоакима Триера Громче, чем бомбы. Военный фотограф Изабель Рид (Изабель Юппер) побывала во многих горячих точках, но погибла дома, в автокатастрофе. Прошло уже три года, но родные никак не могут примириться со случившимся. Муж (Гэбриел Бирн) пытается вернуть взаимопонимание со своими детьми, старший сын (Джесси Айзенберг) раздавлен нагрянувшим отцовством и заводит адюльтер, младший (Девин Друид), социопат и геймер, окончательно уходит в себя и начинает писать странную, магнетическую прозу. И каждый из них имеет свою версию относительно той автокатастрофы.

Этот Триер однофамилец и, возможно, дальний родственник всемирно известного датского провокатора уже во второй раз прибывает на Лазурный Берег. В 2011 году молодежная драма Осло, 31 августа была здесь в Особом взгляде и встретила очень теплый прием. Громче, чем бомбы должен был стать его пропуском в высшую лигу, однако трансфер пока откладывается.

Картина имеет сложную структуру. Авария разбила жизнь семьи Рид на куски, из которых по примеру Славного будущего Атома Эгояна режиссер собирает многосоставной пазл прошлое вклинивается в настоящее, а сны подменяют реальность. Титаническая работа, однако, как и в случае с Маргаритой и Жюльеном Донзелли, не покидает ощущение бессмысленности потраченных усилий. Скелеты в шкафу до добра не доводят, а семья превыше всего мораль слишком известная, чтобы так стараться.

Николай Корнацкий

x