Анна Табанина

Рецензия на фильм "Дорога на Берлин"

1942 год. Южный фронт. Молодой офицер связи Сергей Огарков направлен в штаб дивизии с секретным донесением. В пути он попадает под обстрел, вместе с другими солдатами принимает бой, но вынужден отступить под натиском вражеских танков. Невыполнение приказа влечет суровые последствия Огаркова приговаривают к расстрелу, но для приведения приговора в исполнение нужно подтверждение из штаба, а получить его командиры не успевают, немец снова рядом. Приставленный для охраны к Огаркову рядовой Джурабаев не желает отпускать счастливо спасшегося от расстрела бывшего лейтенанта и ведет его через фронт в штаб, где должна окончательно решиться судьба неудачливого, но честного, доброго и справедливого Огаркова.

Кадр из фильма "Дорога на Берлин"

Эммануил Казакевич, чья повесть легла в основу сценария Дороги на Берлин, также является автором рассказа Звезда, по которому сняты одноименные фильмы 1953 и 2002 годов

Всеобщая истерия с юбилеем Победы охватила страну настолько, что в какой-то момент каждый из нас, наверное, почувствовал, что с празднованием мы перегибаем. Тысячи мероприятий, череда приуроченных к празднику событий, выступления ветеранов и для ветеранов, фильмы, наконец, все это обрушилось в последние несколько недель таким цунами, что воспринимать все это разнообразие (а порой и однообразие, чего уж там) становится сложно. Сложно избежать сравнений, сложно впитывать эмоции авторов, сложно оставаться беспристрастным. Дорога на Берлин, вышедшая под патронажем Карена Шахназарова, оказалась как минимум третьим большим военным проектом, пополнившим репертуары кинотеатров в весенние месяцы после Битвы за Севастополь и А зори здесь тихие, ей, Дороге, за всех и ответ держать.

Кадр из фильма "Дорога на Берлин"

Каждый из трех фильмов в подложку взял очень хороший литературный источник для Битвы это были воспоминания Павличенко, повесть Васильева общеизвестная военная классика, основой же Дороги стали сразу два произведения: окопные воспоминания Константина Симонова и повесть Эммануила Казакевича Двое в степи. Увы, потенциалом, сравнимым если не с васильевской прозой, то с мемуарами нашего снайпера номер один, авторы Дороги на Берлин похвастать не смогли, склеить разные истории не получилось. Да, картина имеет сквозной сюжет: один солдат ведет другого в штаб, один выполняет приказ, второй пытается выжить, два человека с разным опытом, разной культурой и даже разным языком со временем обретают друг друга, проникаются пониманием, взаимоуважением, их отношения перерастают в какое-то подобие дружбы, а потом и вовсе становятся братскими. Но вот то, что нанизано на этот сюжет, приделано не то чтобы совсем искусственно, но аляповато, словно неловкие записи на полях, которые вставлены в сюжет без особых раздумий об уместности. Временами такие вставки проходят почти незаметно, вроде пары баек, иногда они режут глаза, как пришитые белыми нитками летчик или вдова, а временами сюжет и вовсе спотыкается на подобных камнях и резко сбивает обороты.

Кадр из фильма "Дорога на Берлин"

Съемки картины проводились с использованием военной техники, образцов оружия и обмундирования, собранных в музее киноконцерна Мосфильм. Они же были героями другого фильма Карена Шахназарова, Белый тигр, вышедшего в 2012 году

Обороты, кстати, фильм не особенно-то и поддерживает. В попытке выстроить человеческую драму на фоне военной авторы слишком увлеклись созданием атмосферы, лишив свою экранную войну самого главного ее свойства ужаса. Съемочная группа и консультанты Дороги тщательно подошли к воссозданию техники, одежды, оружия того времени, даже самым въедливым поклонникам атрибутов того времени оказалось сложно найти изъяны в гимнастерках, танках или декорациях штабов в фильме. Зато ужас войны, ее противоестественная природа из фильма напрочь испарились. Нет в картине ощущения всепоглощающего безумия, как в той же Битве за Севастополь, нет чувства подавленности и готовности к маленькому, но подвигу, как в Зорях. Немец в Дороге это несколько солдат, живущих отдельной жизнью. Война в ленте это какой-то третий план, рассказы очевидцев и рубцы на душах переживших. Бои в картине это взявшиеся из ниоткуда взрывы, столь же загадочно исчезающие, сколь и появляющиеся.

Читать далее


x